Сведение и мастеринг.
В чем отличия?

Многие люди не понимают разницу между сведением и мастерингом музыки и путают эти два разных понятия.

Часто можно встретить вопросы в стиле: "что лучше - сведение или мастеринг?", "где скачать мастеринг", "сделать сведение или мастеринг онлайн" и т.д.

Все это из-за непонимания сути этих терминов. На самом деле все гораздо проще, если немного углубиться в эту тему.

Давайте проясним ситуацию и определим, чем же отличается сведение музыки от мастеринга.

В чем отличия сведения от мастеринга музыки простыми словами?

Если не вдаваться в подробности, то сведение музыки — это обработка отдельных звуковых дорожек и объединение их в общий аудио микс.

Мастеринг — это работа с уже сведенным миксом, без возможности редактирования отдельных аудио дорожек.

Что такое сведение музыки

Сведение (Mixing (смешивание) — процесс создания общей качественной звуковой картины, в которой соблюдены все балансы и нет ничего лишнего.

Звукорежиссер (микс-инженер) "сводит" между собой все элементы, устраняя конфликты между ними и добавляя то, чего в них не хватает для гармоничного звучания друг с другом.

Виды сведения музыки

Сведение голоса с минусом
Данный формат сведения востребован среди начинающих исполнителей.

Минусовка представлена в виде единого аудио файла, без возможности редактирования ее отдельных составляющих.

Голос обрабатывается и смешивается с музыкой так, чтобы они были согласованны по громкости, динамике, пространству и т.д.

Сведение мультитрека
Этот формат распространен среди опытных исполнителей, и имеет ряд преимуществ.

Минусовка представлена в виде отдельных треков, с возможностью их независимого редактирования.

Это даёт намного больше возможностей для достижения максимально качественного результата.

Подробнее о сведении вы можете прочесть в статье "Что такое сведение и для чего оно нужно?"

Ищете хороший звук для вашего трека?
Послушайте примеры работ на страницах
"сведение голоса с минусом" и "сведение мультитрека"

Что такое мастеринг в музыке

Мастеринг — это финальная работа над уже сведенными миксом, без возможности внесения изменений в отдельные его элементы.

Задача мастеринга заключается в исправлении небольших ошибок сведения, достижение наилучшего звучания трека, а также его подготовка к публикации на различных площадках и носителях.
Название данного процесса возникло от английского Master (основной, главный), т.к обработка применяется на мастер канале, а не на каналах отдельных элементов микса.
Мастеринг производится мастеринг-инженером. Это человек с "другими" ушами, т.к он ещё не привык к звучанию трека (в отличии от микс-инженера, сводившего трек).

В добавок к этому, его слух может быть более тонким, способный уловить едва заметные детали и недочеты микса.

Он критически оценивает общую звуковую картину и определяет то, что в ней нужно подкорректировать.

Для чего нужен мастеринг?

Помимо доработки звучания микса, мастеринг-инженер подготавливает разные версии для различных площадок и носителей. В основном это радио, тв, стриминговые сервисы, виниловые пластинки и CD диски.

У каждой площадки/носителя свои требования (формат и разрешение файла, уровень громкости, диапазон частот и динамики сигнала), поэтому мастеринг-инженер должен знать эти требования.

Виды мастеринга

Аналоговый мастеринг
При аналоговом мастеринге работа происходит с использованием дорогостоящих приборов обработки звука.
Это различные мастеринговые компрессоры, эквалайзеры, лимитеры и т.д.

Главной их особенностью является фазовая линейность и окрашивание звука приятными гармониками (частотами).

Цифровой мастеринг
В процессе цифрового мастеринга используются vst плагины, эмулирующие аналоговое оборудование.

Но есть и те, которые не имитируют его, а имеют свои алгоритмы и характер звука.

Также мастеринг можно разделить на классический и stem-мастеринг.
При классическом мастеринге работа происходит над общим миксом, а stem-мастеринг это работа с группами инструментов, составляющих общий микс.

Такой вид мастеринга напоминает сведение мультитрека, но все же является именно мастерингом.
Ваш трек звучит не достаточно хорошо даже после сведения?
Ознакомьтесь с услугой "мастеринг трека/альбома".

Что нужно для мастеринга

Для мастеринга необходимы особые условия работы — специально сконструированное и акустически подготовленное помещение, а также профессиональное оборудование высшего класса.

Дорогостоящие студийные мониторы (колонки) и наушники для мастеринга — обязательные инструменты данного ремесла.

Эта техника должна быть выше классом, чем у микс-инженера, чтобы при прослушивании микса проявились тонкие нюансы, которые не были слышны на оборудовании звукорежиссера.

Сведение или мастеринг — что лучше?

Вопрос в корне неверный, т.к это разные и взаимосвязанные процессы.

Грамотно сведенный трек может обойтись и без мастеринга. А вот производить мастеринг для плохо смикшированного трека — не имеет никакого смысла.

На этапе сведения можно даже из не очень качественных исходников сделать вполне неплохое звучание. А на этапе мастеринга оно станет еще лучше.

Но стоит учитывать, что влияние мастеринга не должно кардинально менять звучание микса, а лишь сделать его чуть лучше.

Если же требуются большие коррективы при мастеринге, то следует доработать микс на этапе сведения, и только потом производить мастеринг.

Вывод

1. Сведение — это работа с отдельными аудио дорожками, создание единого звучания.
Мастеринг — работа с уже сведенными миксом, шлифовка, подстройка под различные площадки и условия прослушивания.

2. Сведением занимается звукорежиссер (микс-инженер), а мастерингом занимается мастеринг-инженер.

3. Микс-инженер и мастеринг-инженер работают в разных условиях. Поэтому мастеринг-инженер может услышать то, что не услышал звукорежиссер на этапе сведения.

4. На этапе мастеринга вносятся очень деликатные корректировки. Если требуются заметные изменения, то микс отправляется на доработку микс-инженером.

5. Мастеринг-инженер подготавливает несколько версий трека для публикации на различных площадках, с учетом их требований.
Я имею более 10 лет опыта сведения и мастеринга музыки, работал над сотнями различных треков.
Вы можете ознакомиться с услугами "сведение голоса с минусом", "сведение мультитрека" или "мастеринг трека/альбома". Буду рад помочь вам получить отличное звучание вашего трека!
Сергей Бахтин - звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер. BAHTIN MUSIC
Сергей Бахтин
Звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер
Статья была полезна?
Ваша оценка поможет продвижению сайта;)
Подпишитесь на новости
Оформите подписку, чтобы быть в курсе новых полезных статей на тему звука и музыки!
Заполняя форму вы даете согласие на обработку персональных данных

Другие статьи