Как отправить трек на сведение в студию

При отправке проекта на сведение в студию, очень важно правильно подготовить его содержимое— формат файлов, их расположение, уровни сигнала, демо и многое другое.
Звукорежиссеру должно быть понятно что к чему в вашем проекте и не должно возникать двусмысленностей.

В этой статье мы рассмотрим наиболее частые ошибки при подготовке проекта к сведению и как их можно избежать.

Структура проекта

Все элементы микса должны быть на своем месте и звучать так, как это задумывалось изначально. Бывает так, что, загрузив файлы в программу, они звучат хором в самом начале проекта, и невозможно вообще разобрать что звучит. Либо какие-то дорожки смещены относительно общего микса, чего разумеется не должно быть.

Это результат неверного сохранения файлов. Чтобы такого не произошло, важно правильно экспортировать дорожки — от нулевой точки и до конца проекта. То есть там, где на дорожке ничего нет –должна быть пустота, а где что-то должно звучать – должен присутствовать сигнал.

Также важно уделить внимание названию файлов – оно должно ясно указывать на его содержимое. Иногда хватит коротких и понятных обозначений в музыкальной сфере, например SD (Snare Drum), BD (Bass Drum), Vox (Vocals) и т.д. А вот сильно сложных и длинных названий с ненужными деталями стоит избегать, чтобы не путать звукорежиссера и не усложнять ему анализ вашего проекта.

Демо трек

Демо трек (демонстрационный трек) – это черновой набросок вашего микса. Он словно карта или схема для звукорежиссера, по которой он сверяет то, что вы прислали с тем, что у вас звучит в демо.

Демо отображает общую концепцию вашего трека, чтобы звукорежиссер понимал вашу задумку. Вы можете показать желаемый баланс громкости инструментов и их расположение в стерео поле. Также в демо вы можете отразить спецэффекты, которые вы хотите применить (например эффект телефона, длинный ревер, сильный тюнинг вокала и т.д).

Также благодаря демо треку звукорежиссер может обнаружить несоответствие демо и присланных вами исходных файлов.

Уровни громкости

Уровень сигнала всех ваших дорожек должен соответствовать демо треку. Если же он будет отличаться, то из-за этого может измениться общий баланс микса. Например, то, что вы планировали вывести на первый план – может оказаться на фоне, и наоборот. Конечно звукорежиссер может поправить громкость треков, приблизив баланс к демо версии, однако лучше изначально прислать дорожки с верным балансом.

Частой ошибкой при отправке трека на сведение является то, что все дорожки нормализованы под 0 дб. В этом нет никакого смысла, т.к звукорежиссеру придется регулировать громкость каждого трека, подгоняя его под уровни в демо треке.

Также следите за тем, чтобы на мастер шине при рендере дорожек у вас не были активны обработки.
Особенно это касается компрессоров и лимитеров — во время рендера дорожек в них будет приходить не сумма всех дорожек, а каждая дорожка по отдельности, соответственно их работа будет звучать иначе.

Формат файлов

Формат аудио файлов тоже имеет большое значение в процессе сведения вашего микса. Самый распространенный формат — WAV 44.1 kHz/16 bit или 48 kHz/24 bit. Значения выше имеют смысл только если при записи они были таковыми. Например, абсолютно нет смысла, если при записи были настройки 44.1/16 bit а на сведение прислали 196 kHz/32bit.

Тоже самое касается моно источников звука — нет никакого смысла сохранять их в стерео, т.к толку от этого не будет никакого, а вот размер файлов значительно увеличится. Однако нужно следить за тем, чтобы стерео источник не был сохранен в моно формате — из-за этого он потеряет свою ширину.
Ищете где свести ваш трек?
Послушайте примеры работ на страницах
"сведение голоса с минусом" и "сведение мультитрека"

Характер содержимого дорожек

Следует соблюдать однородность содержимого дорожек, т.е. не располагать на одной дорожке абсолютно разные по звучанию инструменты. Обработка, например фортепиано и скрипок будет очень сильно отличаться, поэтому они должны быть сохранены на разных дорожках.

Конечно, звукорежиссер сможет разделить их самостоятельно, но, если таких дорожек будет много, это займет дополнительное время. Также важно, чтобы они не накладывались друг на друга.

Исключением, пожалуй, могут быть дорожки со звуковыми спецэффектами, либо ситуация, когда ради одного короткого звука нет смысла делать целую дорожку.

Референсы

Наличие референсов (ориентиров по звучанию) необязательно, но желательно. Имея референсы, звукорежиссер понимает какой примерно звук в итоге, вы хотите получить. Это может быть как один референс с общим желаемым звуком, так и несколько референсов с уточнением что именно нравится в каждом из них.
Подробнее о референсах вы можете прочесть в статье "Что такое референсные треки?"

Дополнительная информация о проекте

Когда проект готов к отправке на сведение в студию, не лишним будет указать некоторую информацию о нем. Например тональность, темп и музыкальный размер, важные нюансы и пожелания. Также можно предоставить вариант вашего трека, сведенный в другой студии и указать что вас не устроило в нем. Это тоже не обязательно, однако может помочь звукорежиссеру в работе.

Вывод

Теперь вы знаете как подготовить ваш проект к отправке на сведение и мастеринг в студию. Проверяйте ваш материал согласно пунктам, описанным в данной статье и тогда вы сможете быть уверенны в том, вы сделали все правильно.
Я имею более 10 лет опыта сведения и мастеринга музыки, работал над сотнями различных треков.
Вы можете ознакомиться с услугами "сведение голоса с минусом", "сведение мультитрека" или "мастеринг трека/альбома". Буду рад помочь вам получить отличное звучание вашего трека!
Сергей Бахтин - звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер. BAHTIN MUSIC
Сергей Бахтин
Звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер
Статья была полезна?
Ваша оценка поможет продвижению сайта;)
Подпишитесь на новости
Оформите подписку, чтобы быть в курсе новых полезных статей на тему звука и музыки!
Заполняя форму вы даете согласие на обработку персональных данных

Другие статьи