5 мифов о сведении вокала.
Что можно исправить при сведении, а что нет?

Сведение — это важный этап в процессе создания музыки. Оно позволяет объединить различные инструменты и звуки в единую гармоничную звуковую картину, обладающую высоким качеством звучания. Однако, вокруг этого процесса существует множество мифов и преувеличений.

Большое количество людей уверены в том, что в процессе сведения трека можно исправить абсолютно любые недочеты. Отчасти это так, но к сожалению многие нюансы возможно исправить только частично, а какие-то вовсе никак не изменить. Давайте разберемся, какие аспекты можно исправить при сведении треков, а какие не подвластны даже самым профессиональным звукорежиссерам.

Миф 1 — Можно очистить запись от любых шумов

В процессе записи на микрофон в помещении с плохой звукоизоляцией и акустической отделкой, а также при использовании оборудования низкого качества результат может получиться очень "грязным".
Существуют различные инструменты для очистки аудиозаписи от шумов и посторонних призвуков (спектральные подавители шума, гейты). При помощи них можно значительно улучшить качество звучания записи, но только если эти посторонние призвуки не сильно выражены.

Если же уровень шумов очень высокий, то бесследно удалить их не получится, т.к частоты шумов пересекаются с частотами полезного сигнала, и при удалении шумов, страдает и нужный сигнал. В результате этого звук хоть и очищается от шума, но при этом он становится неестественным и в нем появляются неприятные призвуки. В местах, где музыка насыщенная, этого может быть и не слышно, однако на тихих пассажах все эти недочеты скорее всего проявятся. Поэтому не стоит сильно полагаться на инструменты для устранения шума.
Чтобы минимизировать уровень посторонних звуков на записи, нужно по возможности устранить все источники шумов: плотно закрыть окна и двери; выключить все приборы, издающие любые звуки; правильно настроить уровень записи; следить чтобы провод от наушников не бился об микрофонную стойку и т.д.

Миф 2 — Можно сделать студийное качество из телефонной записи

Технологии обработки звука достигли очень высокого уровня, однако все же этого не достаточно, чтобы из записи на телефон или диктофон выжать качество записи как в профессиональной студии.

Дело в том, что микрофон телефона или диктофона устроен иначе, чем студийный конденсаторный или ламповый микрофон, поэтому он просто не способен выдать студийный звук. Микрофоны мобильных устройств спроектированы так, чтобы качества их записи было достаточно для разборчивости речи и всё. А низкие частоты, которые отвечают за глубину голоса и высокие частоты, придающие голосу искристость и открытость - попросту не воспринимаются такими микрофонами.

При обработке голоса, записанного на смартфон можно применить инструменты, которые добавят недостающие частоты, но результат не сможет звучать так же, как если бы они изначально присутствовали в записи. Такая запись может сгодиться для демо трека или для репетиции, но полноценной альтернативой записи в студии к сожалению она не сможет стать.

Миф 3 — Можно исправить абсолютно любой вокал

Очень частым заблуждением людей, не связанных со звукорежиссурой является мнение о том, что можно спеть как угодно, а на этапе сведения все зазвучит как нужно. К сожалению это далеко не так.

Если погрешности совсем небольшие, то их можно поправить без проблем. Однако если вокалист очень сильно ошибается ритмически и интонационно, то в процессе правок вокал будет сильно искажаться и звучать неестественно. Стоит отметить, что в случае с записью высокого разрешения (88, 96 или 192 кГц) результат значительно лучше, т.к оцифровка звука происходит значительно точнее и программа работает более деликатно. Однако к сожалению большинство студий пренебрегают этим нюансом, а многие и вовсе не знают о нём и пишут в 44 или 48 кгц.

Также не стоит забывать, что точное попадание в ноты не является исчерпывающим определением хорошего вокала, ведь не менее важным является характер исполнения. Если песня требует экспрессивного и динамичного исполнения, но вокалист исполнил свою партию очень вяло и бесхарактерно, то даже поправив все ноты в записи — вокал так и останется слабым, не смотря на исправленные ноты.
Для того, чтобы запись прошла более успешно и потребовалось меньше правок, следует выбирать подходящую по диапазону песню, хорошенько порепетировать и записывать не целиком, а по частями, отбирая лучшие дубли.

Миф 4 — Можно без проблем изменить тональность и темп минусовки

Если у вас есть мультитрек минусовки, то в целом поменять тональность на несколько полутонов без потери качества звука возможно, т.к транспонированы будут только инструменты, имеющие тональность. При этом не имеющие тональность инструменты (ударные, шумовые эффекты) останутся неизменными, а значит их качество не пострадает.

Если же минусовка представлена одним файлом, где все инструменты слиты в единый микс, то изменение тональности очень сильно влияет на качество звука. В первую очередь страдают ударные - они теряют свою детальность и становятся вялыми. Звучание остальных элементов музыки тоже ухудшается.
Особенно сильно ухудшается звук при изменении тональности и темпа минусовки в онлайн сервисах, т.к зачастую они используют упрощенные алгоритмы обработки аудиосигнала.

Если это делать в специализированных программах, используемых в студиях — результат зачастую будет гораздо лучше, т.к. эти программы предназначены для профессиональной работы со звуком.
Ищете хороший звук для вашего трека?
Послушайте примеры работ на страницах
"сведение голоса с минусом" и "сведение мультитрека"

Миф 5 — Можно из одного голоса сделать качественные бэк и дабл вокал

Часто бывает так, что вокал записывают всего лишь одной дорожкой, которая звучит слишком просто и неинтересно. А дабл и бэк вокал придали бы основному голосу более объемное и фактурное звучание. Встает резонный вопрос - можно ли из одного голоса сделать несколько?

Современные технологии дают возможность размножить дорожку вокала, однако не все так просто. Проблема в том, что для получения искомого объема и текстуры дубликаты основного голоса должны отличаться от него — чем больше, тем лучше (в пределах разумного).

Если просто продублировать дорожку вокала, это ничего не даст, кроме увеличения громкости голоса. А если продублированную дорожку обработать иначе, чем основной голос, результат будет немного лучше, но все же не будет звучать так, как если бы это был реально записанный дубль.

Когда же происходит реальная запись дабл и бэк вокалов, то исполнитель не сможет абсолютно одинаково спеть дубли, всегда будут отличия (тембр, динамика, ритмика и т.д). Конечно при обработке дабл и бэк вокал подгоняется под оригинальный голос (правятся ритмика и ноты), но даже в таком случае различия останутся, а они то и придают нужный окрас.

Вывод

В данной статье были рассмотренные наиболее часто встречающиеся мифы и заблуждения о возможностях обработки звука. Конечно, каждый случай индивидуален— в одних случаях можно достичь приемлемого результата на этапе сведения, а в других необходимо заново производить запись.

В любом случае, нужно всегда по возможности стараться достигать максимум из того, что возможно. Но главное не забывать, что даже плохая в техническом плане, но сама по себе отличная задумка будет лучше, чем качественная, но посредственная идея!
Я имею более 10 лет опыта сведения и мастеринга музыки, работал над сотнями различных треков.
Вы можете ознакомиться с услугами "сведение голоса с минусом", "сведение мультитрека" или "мастеринг трека/альбома". Буду рад помочь вам получить отличное звучание вашего трека!
Сергей Бахтин - звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер. BAHTIN MUSIC
Сергей Бахтин
Звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер
Статья была полезна?
Ваша оценка поможет продвижению сайта;)
Подпишитесь на новости
Оформите подписку, чтобы быть в курсе новых полезных статей на тему звука и музыки!
Заполняя форму вы даете согласие на обработку персональных данных

Другие статьи