Что такое референсные треки и для чего они нужны?

Если вы новичок в теме звукорежиссуры, то могли неоднократно сталкиваться с непонятным словом "референс". Конечно этот термин встречается не только в музыкальной сфере, но сегодня мы поговорим о том - что же такое референс в музыке? Давайте разбираться что к чему!

Что такое референс

Референсные миксы (Reference mix)— это эталонные треки, на которые можно равняться при сведении музыки. В идеале это известные хиты, сведенные лучшими звукорежиссерами в профессиональных студиях на оборудовании высочайшего качества.

Тем не менее могут быть исключения. Нередко хитами становятся работы, сделанные далеко не в самых лучших условиях.

В качестве референсов могут быть взяты малоизвестные работы. Но возникает вопрос — подходят ли они для этой цели и можно ли ориентироваться на их звучание?

Для чего нужны референсные треки

1. Тренировка слуха
Чтобы привыкать к тому, как должен звучать качественный микс с точки зрения воспринимаемого качества (частотный спектр, динамика звука, ширина и глубина звуковой картины, детализация транзиентов и т.д).

2. "Освежение" слуха
В процессе долгой работы над миксом, ваш слух перестает адекватно оценивать то, что он слышит. Поэтому периодически нужно включать референсы и сравнивать его звучание с вашим миксом.

3. Ориентир в разных условиях прослушивания
При помощи референсных треков со временем вы можете научиться анализировать условия мониторинга.
Слушая хорошо знакомые вам референсы в разных местах, вы будете отмечать различные нюансы в их звучании. И при прослушивании своего микса вам будет с чем сравнить результат.

4. Прослушивание в колонках и наушниках
Референсные треки также выручат вас при переходе от акустики к наушникам и наоборот.
Нужно помнить, что наш слух по разному воспринимает эти два способа прослушивания, а также то, что каждый источник звука имеет свой характер звучания. Поэтому референсы будут колибровать ваш слух под разные системы воспроизведения звука.

Как выбрать качественный референсный трек

Понятие качества звучания микса можно разделить на два условных типа - техническое и воспринимаемое.

Техническое качество трека это формат и разрешение аудио. Его можно разделить на 3 уровня качества - Lossy, Lossless и Hi-Res.

  • Lossy — это сжатое качество звука. Наиболее распространенный формат - mp3 44.1 кГц, 16 бит и битрейтом до 320 кб/сек.
  • Lossless (Hi-Fi) — несжатое качество звука, но у него все же есть определенные ограничения. Это CD качество 44.1/48 кГц и 16 бит. Формат файлов WAV, FLAC или ALAC.
  • Hi-Res (Hi-End)— это аудио в высоком разрешении от 48 кгЦ/24 бит и выше. Формат файлов также WAV, FLAC или ALAC.
Воспринимаемое качество звука означает то, как мы слышим аудио. Основными критериями оценки являются:
  • Динамически диапазон — разность между тихими и громкими участками, т.е динамика трека;
  • Баланс частотных спектров — низкие, средние и высокие частоты, или по другому АЧХ микса;
  • Пространство и глубина — применение реверберации, делея и эквализации на отдельных элементах микса, создающее ощущение глубины трека.
  • Стерео образ — смещение влево или вправо различных элементов микса.

Нюанс в том, что технически трек может быть в высоком разрешении, но воспринимаемое качество низкое (глухое, не объемное, не динамичное и т.д).

По этой причине лучше выбирать референсы, которые являются качественными и в том, и в другом смысле.

Таковыми являются релизы всемирно известных исполнителей, созданные в лучших студиях высококлассными звукорежиссерами мирового масштаба.

Однако, это не значит что подойдут только мировые хиты. Если тот или иной трек лично для вас является показателем качества, вы вполне можете взять его за ориентир.

Но будьте готовы к тому, что на профессиональной акустике и в хорошем студийном помещении он может неприятно вас удивить.

Как лучше использовать эталонные миксы

Есть несколько способов использования референсов:

Сравнение на слух

Самый простой — это прослушивание и сравнение исключительно на слух.
Для удобства можно загрузить референс на отдельную дорожку в секвенсоре и включать в режиме соло для сравнения с вашим миксом.
Использование анализаторов

Если вы не сильно доверяете своему слуху, то можете использовать спектроанализатор (анализ АЧХ), гониометр (анализ стерео образа), осциллограф (анализ динамики) по отдельности, или же в виде специальных плагинов, где они соединены в один инструмент.
Специализированные плагины для референсов

Также можно просто использовать плагины, специально предназначенные для этой цели. Например плагин "Reference", "Magic A/B" и подобные, разместив их на мастер канале после всех обработок и загрузив в него нужные эталонные миксы с последующим переключением между ними.

Пример использования референсов в музыке

Предположим, что вы закончили сведение вашего микса, не используя референсные треки. Вам кажется, что все звучит идеально.

Но если вы начнете сравнивать результат своей работы со звучанием эталонного микса, может оказаться что ваш звук далек от идеала.

При сравнении с референсом, может оказаться что у вас торчит какой-то диапазон частот, или наоборот провал на определенном спектре частот.

Также может получиться, что вы переусердствовали с компрессией и ваш микс звучит зажато, у него нет динамики. А может быть обратная ситуация - ваш трек слишком динамичен, и это тоже влечет за собой некоторые проблемы.

Проанализировав референсный микс на слух, или с использованием вспомогательных инструментов вам будет проще понять что не так в вашем звуке и исправить это.
Важно!
На дорожке с референсом и на мастер канале не должно быть никаких обработок за исключением анализаторов. В противном случае исходное звучание референса будет изменено и сравнение будет происходить некорректно.

Где брать треки для референса

Каждый сам для себя выбирает эталонные миксы, ведь это зависит от жанра в котором вы работаете. Есть различные сайты где можно купить или скачать музыку в несжатых форматах FLAC и WAV.

Вот список некоторых сайтов, где вы сможете подобрать для своей задачи подходящие референсные треки:

Вывод

1. Референсные миксы помогут вам в принятии правильных решений при оценке звучания вашего трека при длительной работе над ним. Также они помогут быстро приспособиться к незнакомой среде прослушивания.

2. Вы можете использовать референсные треки оценивая звучание просто на слух, или воспользоваться анализаторами и специальными плагинами для референсов.

3. Подбирать референсы нужно опираясь на техническое качество (формат и разрешение) и качество восприятия (баланс частот, стерео образ, глубина и пространство).

Важно помнить, что референс - это только ориентир, а не правило. Делайте музыку, которая в первую очередь нравится вам!

Я имею более 10 лет опыта работы в музыкальной сфере. Если у вас есть вопросы, связанные с музыкой и звуком, я с радостью отвечу на них!
Также вы можете ознакомиться с услугами и ценами, буду рад сотрудничеству!
Сергей Бахтин - звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер. BAHTIN MUSIC
Сергей Бахтин
Звукорежиссер, аранжировщик, сонграйтер
Статья была полезна?
Ваша оценка поможет продвижению сайта;)
Подпишитесь на новости
Оформите подписку, чтобы быть в курсе новых полезных статей на тему звука и музыки!
Заполняя форму вы даете согласие на обработку персональных данных

Другие статьи