Блог

Ошибки при отправке проекта на сведение (часть 1)


При отправке проекта на сведение в студию, очень важно правильно подготовить содержимое проекта, например формат файлов, правильное их расположение, уровни сигнала и многое другое.
Звукорежиссеру должно быть понятно что- к чему в вашем проекте, не должно быть двусмысленностей или откровенно странных вещей. В этой статье я расскажу о наиболее частых ошибках при подготовке проекта к сведению и как их можно избежать.

Итак, частые ошибки при отправке трека на сведение (часть 1):

1. Некорректное расположение элементов микса
2. Несоблюдение уровня громкости
3. Нет демо версии трека
4. Все файлы в моно формате
5. Разные звуки на одной дорожке

Рассмотрим все ситуации по порядку.

1.Некорректное расположение элементов микса.
Периодически сталкиваюсь с этой ситуацией - загружаю материал в проект, но все элементы проекта, вместо того, чтобы стоять на своих местах - собраны в кучу в начале, и звучат неразборчивой кашей.

Часто причиной этого является то, что заказчик просто присылает папку с аудиофайлами проекта, которые в нем использованы. Это не верно. Нужно прислать именно дорожки, экспортированные из проекта, чтобы все файлы были сохранены от нулевой позиции, с сохранением пустоты до того момента, как каждая из них должна начать звучать.

Чтобы это сделать, нужно в настройках экспорта выбрать опцию с такими словами как "Stems", "Multitrack", "Trackout", "Each track" и т.п, в зависимости от используемой программы.
Более подробную информацию вам следует поискать самостоятельно, думаю с этим проблем не возникнет:)

2. Несоблюдение уровня громкости
Часто клиенты присылают мне материал со слишком тихим или слишком громким уровнем материала. Норма для средней громкости примерно от -15 до - 25 децибел, но иногда средний уровень присылаемого материала превышает эти значения довольно сильно.
Не беда, если уровень был нормальный во время записи, а стал тихим в процессе подготовки проекта - в таком случае я могу просто сделать его погромче.

Другое дело, если на этапе записи был очень слабый сигнал (из-за этого в записи будет больше шума от оборудования), либо же наоборот - слишком сильный, и запись получилась с браком - перегрузами. Ещё может быть так, что не был отключен лимитер на мастер канале, и уровень сигнала до мастер канала в норме, но при экспорте все дорожки проходят через лимитер, и у них обрезаются пики, порой довольно сильно.

В таких случаях конечно можно попытаться исправить ситуацию - применить шумодав или деклиппер, тем самым ослабив эти дефекты, но все же лучше этого избегать, т.к это негативно сказывается на качестве материала.

Если все же получилось так, что эти дефекты есть, то тут два варианта - оставить как есть, и пожертвовать качеством материала, либо перезаписывать, что хоть и более сложно, но результат будет лучше. Ну и конечно в будущих проектах нужно учитывать этот нюанс.

3. Нет демо версии трека
Демо трек - это предварительная версия микса, в которой можно отразить примерное звучание, желаемые спецэффекты, баланс громкостей, расположение инструментов в стерео поле и т.д.

Так же наличие демо трека зачастую может избавить от возможных сложностей в работе с проектом. Например, в демо треке звучит какой- либо инструмент, а в присланных на сведение материалах его нет. Либо наоборот, в материалах есть звук, которого в демо треке нет, и он может оказаться попросту лишним.

Помимо этого, демо трек может помочь звукорежиссеру во время работы, чтобы он мог сравнивать звучание исходника и своей работы, для того, чтобы быть уверенным - звучание стало лучше, а не наоборот, что иногда может происходить.

Поэтому желательно подготовить демо трек, чтобы звукорежиссеру было проще работать с проектом и чтобы избежать возможных недопониманий и лишних правок проекта после сведения.

4.Все файлы в моно формате
Не так часто, но все же встречается подобная ошибка. Моно звучание - это когда оба канала (левый и правый) стерео сигнала суммируются и звучат в центре, из- за чего теряется ширина звука, если она изначально была.

Конечно, если изначально звук был в моно, то и присылать его желательно в моно, иначе если прислать в стерео - это просто увеличение веса файла в 2 раза, ширины звука от этого не прибавится. Исключение может быть только если изначально был моно сигнал (например запись вокала, сделанная на микрофон), а затем к нему были применены эффекты, создающие стерео звучание (хорус, делей, реверберация и т.д).

Если же сигнал был изначально стерео, например, двухканальная запись синтезатора, или виртуальный инструмент, дающий стерео звук, то в таком случае и экспортировать такие дорожки нужно в стерео обязательно.

5.Разные звуки на одной дорожке
Часто, для того, чтобы сэкономить время и вес файлов, различные инструменты размещаются на одной дорожке. Это вызывает неудобства, а иногда и проблемы при дальнейшей работе с ними на этапе сведения.

Если звуки не пересекаются между собой, то конечно можно просто разделить их на отдельные дорожки, но это лишняя работа, которая отнимает драгоценное время.
Ситуация хуже, если звуки накладываются друг на друга, целиком или частично.
В этом случае может возникнуть невозможность изменить звучание одного звука, не затрагивая при этом другой, что в последствии может ухудшить общее звучание микса, особенно если таких дорожек будет много.

Да и вообще, когда звуки, разные по своему характеру расположены на одной дорожке, это усложняет применение к ним необходимых эффектов, т.к приходится автоматизировать работу этих эффектов так, чтобы они работали только тогда, когда звучит определенный звук.